Лоция оптимальной энергетики

Энергетическая модель психики

Энергетическая модель эмоций

Успех, преуспевание, безопасность – все это зависит от динамики нашей психической энергии. Чтобы повысить свою энергетику, человек традиционно прибегает к различным духовным практикам: йоге, медитации, дыхательным упражнениям и т.д. Для корректировки энергетики существует психотерапия, предлагаются всевозможные методики депрограммирования и программирования подсознания. В целом, имеется широкий спектр инструментальных средств воздействия на энергетическое состояние человека. Каждый из инструментов обладает своими уникальными достоинствами. Не существует одного средства, которое бы полностью закрывало все вопросы, связанные с энергетикой человека. Поэтому необходимо ориентироваться в энергетическом инструментарии, что само по себе – задача не совсем тривиальная.

Бэкмология комплексно решает большинство вопросов управления психической энергией. В базе знаний Бэкмологии присутствуют описания всех наиболее известных практик. Методология «становление воителя» регламентирует применение той или иной практики в зависимости от состояния человека и ситуации. Также в рамках методологии определяются стратегия и тактики поддержания оптимальной энергетики, в которых решаются вопросы оперативного и перспективного планирования энергетики, поддержания разумного энергобаланса, выхода с минимальными потерями из критических ситуаций.

У каждого нормального человека имеется потребность контактировать с людьми не только безопасным, но и наиболее выгодным для себя путем. Небезопасно контактировать с различными манипуляторам, психически неуравновешенными и агрессивными людьми. Однако часто это делать приходится. И от того, насколько корректным будет наше поведение, зависит не только наше личное благосостояние, но и порой будущее благополучие. Уйти от издевательства, обмана, психологического давления не так-то просто. Не всегда удается вовремя оградить себя от общения с «нечистоплотными» людьми тем боле, если они свое поведение заранее спланировали. Поэтому требуется умение быстро распознать «врага» и предпринять малозатратные и эффективные защитные меры.

Извлечение собственной выгоды от контактов с людьми, не причиняя им при этом сильного дискомфорта, возможно без особого применения хитрости, лести или проявления агрессивной напористости. Практически всегда имеется возможность выстроить линию поведения так, чтобы не потерять собственное достоинство и при этом добиться своего. И нет необходимости ради материального благополучия скатываться до конформизма. Существуют способы неплохо сыграть неприятную социальную роль, не входя при этом во внутренний конфликт с собственным «я».

Всегда можно безболезненно преодолевать явно недружелюбное отношение к себе; грамотно выходить из зарождающегося конфликта, когда он находится только в самом зачатке; без излишних усилий останавливать критикана или скандалиста. В социальной жизни практически не бывает тупиковых ситуаций, из которых нельзя было бы выйти, не приобретя нечто положительное взамен.

Всегда имеет смысл заранее побеспокоиться о собственной психической безопасности. Стоит периодически проводить упредительные мероприятия по недопущению в отношении себя всякого рода некорректных выпадов, по ограждению себя от нежелательных контактов и эмоций. Также следует уделять внимание текущей избирательности, с кем общаться, что читать слушать и смотреть, не противопоставляя при этом себя реальности, не ограждаясь от нее барьерами эскапизма (ухода в себя).

Каждый человек в той или иной степени испытывает стрессы и нервные расстройства, которые связаны с чрезмерными психическими нагрузками. Не снятое вовремя и корректным образом нервное напряжение представляет немалую угрозу не только для здоровья, но и для деловой активности человека. Как известно, одна проблема нередко тянет за собой другую, третью и т.д. Конфликт на работе переносится на близких людей, затаенная обида развивается в комплекс, неверие в собственные силы обращается в малые заработки и отсутствие карьерного роста, близко к сердцу воспринятые слова начальника вызывают панический страх любой критики. Стоит ли перечислять все возможные причинно-следственные комбинации психических проблем?

Все вышеперечисленные вопросы эффективно решаются с помощью Бэкмологии. Таким образом, Бэкмология, несомненно, может быть названа средством личной безопасности.

Конечно, существуют десятки способов, как избавиться от неприятных психических состояний, помочь себе в трудную минуту: консультации психотерапевта, тренинги личного самосовершенствования, методики программирования и депрограммирования сознания, духовные практики и т.п. Все вместе, тщательно классифицированные и сгруппированные по областям применения, сведенные в единую систему, они и представляют содержание практической части базы знаний Бэкмологии.

Бэкмология – это не просто набор методик, разумных советов и рекомендаций, прочтя и усвоив которые можно научиться быть психически здоровым, в традиционном смысле успешным и преуспевающим. Бэкмология – это система. Чтобы было понятно, что имеется в виду, приведем несколько аналогий. Приобретая автомобиль, вы покупаете не набор узлов, агрегатов и деталей, а платите за целую систему. Эта система обладает такими качествами, которых нет у груды пусть даже совершенно новых ее компонент – она может ездить, перевозить грузы. Прочитав роман Ф.М. Достоевского, вы получаете ощущение, которое никогда не получите от чтения произвольно перемешанных фрагментов того же произведения. Съесть апельсин по вкусовым качествам – это не одно и то же, что выпить апельсиновый сок, пусть даже свежее выжатый. Система образования – это не есть совокупность учебников по ряду дисциплин. Она представляет собой взаимосвязанный комплекс методов преподавания, условий проведения обучения, учебных программ, способов тестирования и т.д.

Бэкмология – это система, включающая весь спектр доступных на сегодняшний день знаний, имеющих то или иное отношение к оптимальному управлению энергетикой человека. В Бэкмологии присутствует все то, что в том или иной степени способствует оптимизации жизненной энергии применительно к разным условиям и обстоятельствам.

Бэкмологию нельзя свести к набору пошаговых инструкций для различных ситуаций. Эффект от ее использования более комплексный. Ориентирование в среде; оценка степени совпадения полученного результата и цели деятельности; согласование потребностей и устремлений с возможностями и ресурсами индивида; уравновешивание человека с внешней средой; умение быстро распознать ситуацию и выбрать оптимальную линию поведения; прогнозирование развития той или иной ситуации; психологическая подготовка к неприятным встречам и нежелательным мероприятиям; психологическая защита; отслеживание энергоинформационных паразитных связей; умение создать атмосферу конструктивного диалога; превентивные меры в отношении возможной агрессии; поддержание способствующего творческой реализации баланса психической энергии – взаимосвязь всех этих компетенций составляет Бэкмологию.

Далее следуют теоретические отступления.

 

Как известно, нельзя объять необъятное. Тем не менее, человек такие попытки постоянно предпринимает. Познание Природы идет широким фронтом. Наряду с наукой существуют теософия, эзотерика и магия – альтернативные способы познания мира, выявления его закономерностей. Человеку не столь важно, каким образом обнаружить и какой терминологией описать интересующий его феномен и знание о нем – слова в дальнейшем можно заменить. Главное – это зафиксировать полезную информацию, с которой далее можно будет продолжить работу. Получаемая информация анализируется, сопоставляется и интегрируется с уже имеющейся, что шаг за шагом обогащает наши знания о мире. Случайность – цепь не выявленных закономерностей, говорили древние философы. Каждый новый обнаруженный и описанный феномен – это усилие по уменьшению числа звеньев в такой цепи.

Многие закономерности мы объясняем на уровне примитивных моделей, однако даже таких знаний оказывается вполне достаточно для успешного практического использования. Так, электрический ток и электромагнитные волны нами повсеместно применяются на практике, а в теоретическом плане ученые еще далеки от понимания этих феноменов.

Энергетическая концепция с ее постулатом, что все явления в природе обусловлены переходом энергии из одних ее форм в другие – это, несомненно, попытка объять необъятное. Понятия энергии и поля в классической физике являются абстракциями, помогающими в той или иной мере воспринимать и познавать окружающий нас мир. Понятия биополе, аура, эгрегор и т.п. являются лишь попыткой довести многомерную информацию о происходящих в человеке и обществе процессах до уровня общего восприятия. Что стоит за полями и энергией, мы достоверно не знаем. Нам они помогают описывать всевозможные взаимодействия, из коих складывается наш мир, и это приносит нам немало пользы. Связанные с данными понятиями феномены играют в нашей жизни крайне важную роль. Мы можем управлять полями и энергией, контролируя тем самым жизненно важные для нас процессы: обеспечение себя теплом и пищей, транспорт, коммуникацию и т.д.

В традиционном определении энергия – это скалярная величина, являющаяся мерой разных видов движения материи. Виды этого движения могут быть качественно различны, и именно по этой причине энергию подразделяют на механическую, ядерную, электромагнитную и т.д.

До недавнего времени понятие об энергии смешивалось с представлением о силе; теперь в механике различают: 1) силу, как причину всякого движения или вообще перемены в состоянии тел; 2) действие силы, называемое работой и равное произведению из величины силы f на пройденное пространство = fs; 3) способность какой-либо силы производить работу. Это способность называется энергией и измеряется величиной работы. В механике принимают существование двух видов энергии: когда тело, содержащее энергию, производит движение (живая энергия), и когда тело находится в покое (скрытая энергия). Величина живой энергии измеряется скоростью движения, которую данное тело или сила сообщают какому-либо телу в единицу времени. Величина скрытой или потенциальной энергии выражается скоростью, которую данная сила может, в случае своего проявления, сообщить данному телу.

Энергия – всего лишь неотъемлемое свойство, принадлежащее любому движению. Движение – это истинное и единственное основание всего сущего во Вселенной. Все объекты во Вселенной состоят чисто из движений (+ свойств). Пространство вакуума образовано из бесконечного числа незримых, мельчайших волновых движений.

Поскольку имеются различные виды движения, каждому виду можно поставить в соответствие некоторый код. А, следовательно, можно говорить об информации, суть которой и состоит именно в кодировании.

Конечно, для упрощения картины, где это допустимо, вместо движения можно рассматривать только его энергию. Такое абстрагирование позволяет строить довольно простые и в то же время полезные модели.

Сегодня все больше начинают говорить об энергоинформационной природе реальности в целом. Возможно, энергетика заключена в информации. В зависимости от формы и специфики информации определяется проявляемая энергия. Хотя, возможно и наоборот, информация есть одна из сторон энергетики. Так или иначе, вопрос, что первично – энергия или информация – ждет своего разрешения в будущем.

Соотношение энергии и информации является одним из самых сложных вопросов универсальной теории информации. Информация присуща любому виду энергии и, наоборот, каждый вид информации обладает соответствующим энергетическим потенциалом. И здесь возникает ряд существенных положений. Например, энергия есть материальный носитель информации. Очевидно, что если энергия есть конкретный вид объективной реальности, то и любой объект обладает соразмерной информацией. Можно рассмотреть информацию как вид энергии, как проявление энергии, как форму энергии. Это связано с тем, что, по меньшей мере, существует взаимосвязь между информативностью и определенным видом энергетики.

До сих пор еще не удалось применить понятия силы, энергии и работы к психическим явлениям, по той причине, что мы не обладаем представлением о психической массе, т.е. об объем представления, и не можем измерить скорость психических процессов (их движения). Хотя мы и различаем более и менее интенсивные ощущения, например, сильные и слабые звуки, но не обладаем внутренней мерой для сравнения, а следовательно, и для измерения ощущений. Поэтому все попытки перенести на мир психический понятая о силе, энергии и работе пока не имеют под собой твердой почвы. Косвенное измерение психической работы через посредство ее внешних проявлений – тех движений, которые вызываются образами, мыслями и волей, – также пока недоступно, так как связь между психическими явлениями и движениями не поддается точному учету и уловима лишь в весьма широких проделах.

Тем не менее, об энергетике человека сказано и говорят много. И несмотря на наличие множества толкований и подходов к психической энергии, все имеющиеся концепции объединяет единодушие в понимании ее высокой значимости – энергия проявляется в психических процессах; от тока энергии всецело зависит психическое состояние человека; психическая энергия направляет и побуждает личность к любому виду деятельности. От энергетического потенциала человека напрямую зависит его самообладание, способность снимать чрезмерное нервное напряжение, восстановление иммунитета организма, наличие скрытых резервов, физическое и психическое здоровье, стойкость преодоления возникших трудностей, правильный взгляд на социальные взаимоотношения и условия быта.

Рассуждения, познавательная и воспринимающая деятельность наших органов чувств есть умственная работа. С точки зрения физиологической, деятельность органов чувств неразрывно связана с мышечной работой; особенно эта связь сильно выступает в зрении, немыслимом без участия глазных мышц, деятельное сокращение которых нуждается в волевых импульсах. А эти волевые импульсы, по общему признанию всех психологов и физиологов, составляют настоящую психическую работу.

Чувствования составляют душевную работу. Сознательное чувствование не существует в изолированном состоянии, а сопровождает какое-либо ощущение, представление, мысль или, наконец, волевое стремление, т.е. всякое чувствование непременно связано с каким-либо содержанием или объектом в сознании, последнее же есть продукт умственной работы. Еще важнее то, что всякое чувствование, безусловно, представляет собой живой и обильный источник движений всякого рода, выразительных и специально аффективных, например, движений гнева или радости, и, наконец, движений волевых, т е. действий. Стремление всякого чувства разрешиться в каком-либо движении составляет настолько характерное и существенное свойство чувства, что многие психологи готовы видеть в чувстве лишь субъективное выражение этой импульсивности. В этом смысле чувство действительно представляет собой состояние напряжения, но не покойного, а колеблющегося, подвижного. С физиологической стороны, чувство характеризуется участием сосудистой системы – сердца, мышц и других органов, отправление которых обыкновенно усиливается под влиянием чувства. Это еще более доказывает, что чувство сопровождается сильным расходованием нервной энергии в мозговых центрах. Поэтому на чувство следует смотреть не только как на душевную работу, но даже как на вид весьма расточительной, не экономной душевной деятельности. Это вполне подтверждается общеизвестными наблюдениями, что ничто не влечет за собой так быстро столь сильно душевной усталости, как интенсивные волнения; замечено даже, что в происхождении стойкого переутомления или неврастении чувствования и волнения играют гораздо большую роль, нежели спокойный умственный труд, не сопровождающийся волнением. Что же касается всякого рода проявлений воли, т.е. внешней деятельности, то она бесспорно должна быть отнесена к настоящей психической работе: нужно думать, что она всегда сопровождается расходованием психической и нервной, т.е. физической энергии, влечет за собой утомление и может, как показывает ежедневный опыт, вести к истощению сил как душевных, так и физических. Воля проявляется внешним образом в движениях, т.е. в работе мышц. В этом смысле всякая работа мышц, которая получает импульсы от воли и управляется ею, есть также проявление воли; речь, поэтому, есть проявление воли. И импульсы к речи, и управление ею, и постройка её – все это дело воли, питающейся идеями и образами, т.е. содержанием нашей мысли. Все это одинаково относится к чтению вслух, письму, игре на музыкальных инструментах, пению и т.п. Все эти виды умственных занятий суть в то же время и акты воли, представляя собой, по меньшей мере, двойную душевную работу – как процесс мышления и как проявление воли.

В соответствии с концепцией «психической энергии», основные функции последней делятся на две группы: мотивационную и инструментальную. Первая выражается посредством разрядки (когда накопление энергии достигает предельно допустимого значения), инструментальная же функция служит для формирования или выполнения разнообразных функций: к примеру, «содействия переходу бессознательных мыслей и идей в сознание».

Наблюдения дают возможность установить следующие положения: 1) чем конкретнее, живее какой-либо психический образ, мысль и чувство или стремление, тем больше в них двигательной, а стало быть, и психической энергии. 2) Наоборот, абстрактные мысли, неопределенные образы и неясные стремления обладают малой двигательной и психической энергией. 3) Всякий психический образ или мысль может некоторое время не проявляться движением, т.е. психическая энергия может оставаться в скрытом состоянии, пока, при благоприятных условиях, она не обнаруживается в форме живой энергии, в виде действия. 4) Когда такое движение или действие произошло, внутренняя, субъективная интенсивность этих образов или мыслей в сознании не дает. Это значит, что психическая энергия разрешается в двигательных импульсах. Все эти факты указывают на тесную связь между психической энергией и объективной работой движения. Быть может, со временем в двигательной работе будет найдено мерило психической энергии. В настоящее время можно лишь констатировать существование психической энергии, но нет еще возможности определить психическую работу, энергию и силу и найти меры этих величин.

Многие психологи обсуждали вопрос: применим ли закон сохранения энергии к психическому миру? Здесь необходимо различать, во-первых, отношение между материальной, нервной работой и психической энергией, а во-вторых, взаимодействие и превращение психических явлений одних в другие. В настоящее время господствует убеждение в существовании пропорциональности между напряженностью материальных нервных процессов (так называемом возбуждением), с одной стороны, и интенсивностью ощущений или сознания – с другой. Такая пропорциональность предполагает существование постоянной единицы измерения психических величин, общей для всех психических процессов, совершенно так, как для мира физического мы обладаем общей механической единицей, которая может служить мерилом для сравнения между собой всех материальных процессов или всех форм движения. Но даже и допустив измеримость и общую единицу для всех психических явлений, мы все еще не имеем, строго говоря, права утверждать соответствие между ними и нервными процессами, так как сами единицы физической и психической силы несоизмеримы и не могут быть сравниваемы между собой, вследствие полной разнородности миров психического и материального.

Что касается психического мира, то, самый характер психических явлений исключает возможность применить к ним начало постоянства энергии. Ощущение не подлежит измерению, так как, во-первых, ощущения не разлагаются на составные части (одно ощущение «серого» не есть 2 или 3 раза ощущение другого «серого»); во-вторых, нет такого ощущения, или, вернее, такого количества ощущений, которое можно было бы принять за единицу мер всех ощущений данного класса. Поэтому мы лишены возможности измерять одни ощущения посредством других. Нельзя также измерять их при посредстве их связи с телесными процессами. Такое косвенное измерение также предполагает возможность расчленения их на устойчивые составные части. Таким образом, мы одинаково лишены возможности применять к изучению ощущений оба способа измерения, которыми мы пользуемся при изучении физических явлений. Здесь немыслимо ни прямое измерением одних ощущений через другие, ни функциональное измерение ощущений через их физические спутники. Если мы условимся называть величиной только то, что доступно измерению, прямому и косвенному, то мы должны сказать себе, что ощущения, будучи неизмеримы, не могут считаться вообще величинами.

Измерение в области психических явлений невозможно, по крайней мере, в настоящее время, но имеется основание допустить однородность и превращаемость всех психических явлений одних в другие. Во-первых, душевный мир человека не ограничивается пределами сознаваемого, но объемлет также обширную область бессознательных явлений. Сознательное и бессознательное обладают способностью при некоторых, еще неизвестных нам условиях переходить одно в другое; другими словами, любой духовный акт может находиться то в сознаваемом состоянии, то в несознаваемом, и даже неоднократно и попеременно переходит из одного состояния в другое. С другой стороны, нервные процессы, как и все материальные вообще, бывают двух противоположных типов: одни сопровождаются освобождением живой силы, другие поглощают живую силу и дают накопление запасной, скрытой энергии. Поэтому, если мы признаем, что наше сознание находится в соответствии и, при некоторых условиях, в эквивалентности с известной формой нервного процесса, все равно какой (положим – с освобождением живой силы), тогда неизбежно приходится принять, что и другая форма нервного процесса (т.е. накопление запасной силы), должна иметь эквивалент, по крайней мере, для этой категории случаев, в мире психическом. Другими словами, в последнем должны иметь место две формы психической жизни, как и два вида психической силы. Одна из них должна находиться в соответствии с прямым нервным процессом, т.е. освобождением нервной силы, другая – с обратным нервным процессом, т.е. с накоплением запасной нервной энергии. Здесь возникает само собой предположение, не имеем ли мы в так называемых сознательной и бессознательной формах психической жизни эти два вида психических процессов? Этим дано в психике первое существенное условие возможности применения начала сохранения энергии, а именно, однородность психических явлений и возможность их взаимного перехода одних в другие, их превращаемость. Внутреннее единство всех психических явлений, ума, чувства и воли, внутренняя однородность сознания и бессознательного составляют неоспоримый факт, достоверность которого не зависит от господствующих в психологии теорий и может служить солидным основанием учения о превращении психической энергии. Во-вторых, в психической жизни мы находим существование свободной живой психической энергии, т.е. известного напряжения сознания.

Всякому знакомо из самонаблюдения то явление, которое мы называем вниманием. Оно вполне соответствует нервному тону; так же как последний, внимание колеблется, но, как и нервный тон, вниманию свойственна устойчивость, стремление удержаться на известном уровне. Внимание неразрывно связано с сознанием. Тот образ находится в нашем сознании, который входит в круг внимания. Вниманием называют наиболее освещенные части поля нашего сознания. Если наше внимание не захватывает какого-либо впечатления, последнее остается в бессознательной области. Но действие внимания на наш психический мир всегда двойственное: оно вводит в сознание одни ощущения или образы и в то же время устраняет из сознания или не впускает в него другие ощущения и представления, подавляет их и переводит их в состояние бессознательное. Оказывается, что каждый акт сознания сопровождается работой обратной: превращением некоторых психических продуктов в бессознательные. Получается полная аналогия с нервным процессом, который также имеет двойственный характер и состоит из освобождения живой нервной энергии и обратного превращения живой энергии в скрытую, потенциальную. Такая двойственность психических актов создает почву для начала постоянства психической энергии – на почве возможности эквивалентности превращения живой и скрытой психической энергии одной в другую. Будущим исследованиям предстоит выяснить и разработать эту сторону психической жизни.

Психика человека в целом представляет собой функциональную систему. Психическое состояние – результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленный на достижение полезного результата, проявляющийся в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей человека. В состав психического состояния включаются показатели психических процессов, физиологических реакций, переживания и поведение. Переживания и физиологические изменения в организме друг от друга неотделимы. Психологический и физиологический аспекты психического состояния рассматриваются составляющими одного и того же явления.

Роль и значение психического состояния в функционировании соматики и психики, поведении, деятельности и жизнедеятельности человека чрезвычайно велика. Психическое состояние определяется как системная реакция, в ее структуру включаются три уровня регулирования, которые образуют функциональную систему: психический – переживания; физиологический – соматика и вегетатика и третий – поведение человека. Состояние как целостная реакция личности в конкретной ситуации связано с формированием определенной функциональной системы, включающей переживания, гуморальную регуляцию со стороны эндокринной и вегетативной нервной системы и двигательные уровни.

Поскольку психическое состояние рассматривается целостным психическим явлением, необходимо решение вопросов о его структурно-функциональной (системной) организации. Если же обратиться к положениям теории систем и теории регулирования, то под структурным основанием самоуправляемой системы понимается энергетическая и информационные составляющие, обеспечивающие жизнедеятельность биологической системы.

Таким образом, в качестве базовой основы структуры психического состояния можно выделить энергетическую и информационную составляющие. Информационная составляющая – это процессы субъективного отражения действительности. Энергетическая составляющая представляет собой совокупность биохимических и физиологических процессов в организме (психическая энергия). Информация о диспозиции личности и параметрах ожидаемого (потребного) результата стимулирует структуры мозга, которые запускают активационные процессы соматической регуляции и обеспечивают энергетическую основу адаптации, приспособления к ситуации.

***

В принципе, все высокопарные рассуждения о самореализации, успехе, личностном росте и самосовершенствовании можно свести к умению оптимально управлять своей психической энергией. Достичь гармоничного единства в человеке физического, интеллектуального и психического без такого умения нельзя.

Различные способы управления своей психической энергией мы обозначаем и сопровождаем разными понятиями и описаниями. При этом часто вовсе не упоминаются слова «энергия» и «поле». Дело в том, что уровень абстракции этих слов очень высок, и их не всегда удобно использовать при описании специфических явлений. Для компактного описания специфики используются особые термины. Так, эмоции, воля, характер, темперамент, мышление – эти термины обозначают определенные психические процессы и их свойства, которые являются различными проявлениями энергетики человека.

Аналогичный терминологический подход мы используем везде, например, в технике. Так, слово «топливо» используется для обозначения энергии в классе явлений, связанных с теплом. Слово «бензин» обозначает подкласс «топлива», связанный с энергией двигателей внутреннего сгорания и т.д.

Важно никогда не забывать, что за обширной терминологией, связанной с поведением человека, всегда стоит его энергетическая сущность. Именно энергия позволяет рассматривать человека как систему и применять в отношении него системный подход. Так, одни органы обеспечивают передачу пищи в другие органы, которые, в свою очередь, на основе метаболизма вырабатывают энергию для питания самих себя, первых органов, а также остальных органов, ответственных за выполнение самых разнообразных функций. Каждая функция в той или иной степени связана с энергетическим обменом между разными органами организма, организмом и средой. Таким образом, энергетический обмен связывает между собой все органы, что и выражается в понимании всего организма как системы.

Концепция энергии позволяет рассматривать человека и общество целостно, системно. Именно такое рассмотрение нам и необходимо, ибо при данном подходе можно анализировать явления в их взаимосвязи, принимать решения с учетом потребностей не только явно заинтересованных компонент, но и всех компонент, обеспечивающих жизнедеятельность организма.

Проиллюстрируем применение энергетической концепции к анализу поведению человека на двух примерах, связанных с самоуважением и самоконтролем.

Низкое самоуважение требует больших затрат энергии на психологическую защиту. С помощью того или иного защитного механизма человек бессознательно избегает реальности (подавление), исключает реальность (отрицание), предопределяет реальность (рационализация), обращает реальность в свою противоположность (реактивное образование), разделяет реальность (изоляция), уходит от реальности (регрессия), искажает топографию реальности, помещая внутреннее во внешнее (проекция) или внешнее во внутреннее (интроекция), и т. п. Однако в любом случае для поддержания работы определенного механизма требуется постоянное расходование психической энергии субъекта: иногда эти затраты очень существенны, как, например, при использовании отрицания или подавления; иногда они не столь энергоемки и более «самоокупаемы», как, например, в случае сублимации. Кроме того, энергия, уходящая на поддержание защиты, уже не может быть использована человеком на более позитивные и конструктивные формы поведения, что ослабляет его личностный потенциал и приводит к ограничению подвижности и силы «Я». Защиты как бы «связывают» психическую энергию, а когда они становятся слишком сильными и начинают преобладать в поведении, то это уменьшает способность адаптации человека к изменяющимся условиям реальности.

Самоконтроль, включенный в протекание волевого усилия, помогает ему не уклониться от намеченного пути, тем самым предотвращая напрасные, неоправданные энергозатраты, не связанные с достижением конечной цели. Насыщенность волевого усилия актами самоконтроля может в общем случае определяться различными объективными и субъективными факторами. Оптимальным соотношением между ними следует признать такое, при котором распределение энергозатрат на их реализацию решается все-таки в пользу волевого усилия. Чрезмерный самоконтроль будет неоправданно истощать их общую энергетическую основу, снижая тем самым эффективность волевого усилия. И наоборот, чем рациональнее распределятся акты самоконтроля, тем больше энергетических возможностей может быть высвобождено на проявление волевого усилия, тем более интенсивным и развернутым во времени может оно стать.

Энергетическая метафора в отношении человека очень часто проявляется в повседневной речи. Мы говорим: Энергетический дефицит, избыток энергии, концентрация энергии, напряжение, расслабление, упадок сил, восстановление энергетики (энергетического баланса) и т.д.

Понятие энергии используются во многих определениях психологии. Обратимся к примерам.

Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

Лидеры способны внушать свои идеи, чувства, заражать публику собственной энергетикой и эмоциями. Основное оружие харизмы – это сила эмоциональной экспрессии. К основным чертам харизматического лидера относят высокий энергетический потенциал, уверенность в себе, убежденность в значимости целей и свершений, экспрессивность, внешнюю выразительность, и т.д.

Социальный интеллект – это глобальная способность человека, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, которые обусловливают готовность к социальному взаимодействию, принятию решений, а также интерпретацию информации и поведения, прогнозирование развития межличностных ситуаций, способность, позволяющую в конечном итоге достигать гармонии с собой и окружающей средой.

Данный список использования понятия энергии в психологии можно продолжать и продолжать.

В свете энергетической парадигмы, рассмотрим, какие преобразования, относящиеся к энергетическим представлениям, стоят за описаниями процессов переживания.

Отнятие энергии. Наиболее распространенной из операций переживания является «отнятие энергии» у некоторого содержания сознания. Примером может служить известная интерпретация З. Фрейдом работы печали как постепенного отнятия либидо, связанного с образом любимого, а теперь утраченного объекта. Отделение от объекта или идеи соответствующей ей «суммы возбуждения» является одной из важнейших гипотез психоаналитической теории защитных процессов. С чисто формальной стороны та же самая операция «отнятия энергии» лежит в основе механизма «интрапсихической адаптации», который назван «снижением уровня побуждения». Смысл его состоит в устранении тревоги, вызванной угрозой (действительной или только кажущейся) существенным устремлениям человека, за счет снижения уровня побуждения этих устремлений.

Разрядка энергии. Иллюстрациями этой операции могут служить такие механизмы, как отреагирование и катарсис (в психоаналитическом его понимании), которые практически отождествлялись З. Фрейдом и означали высвобождение энергии подавленных аффектов посредством вспоминания и вербализации вытесненного содержания.

Придание энергии. Назовем в качестве иллюстрации механизм «катексирования» – придание психической энергии действиям, объектам и идеям. Процесс овладения этой операцией предстает как развитие искусства самомотивирования. Ярким примером здесь является придание энергии деятельности, чтобы пережить необходимость исполнения бессмысленного принудительного труда, навязанного администрацией.

Перевод энергии. Эта операция не всегда является суммой операций отнятия и придания энергии, как может показаться с первого взгляда, поскольку закон сохранения энергии, по-видимому, на психологическую категорию энергии не распространяется. Перенос энергии с одного психического содержания на другое не обязательно связан с уменьшением «заряженности» первого. Скажем, для придания энергии деятельности энергия может быть почерпнута из мотива карьерного роста, который в итоге нисколько не ослабляется, а, наоборот, лишь укрепляется. Это «нарушение» закона сохранения энергии связано повышением энергетики ее порождения.

Перевод энергии имеет два основных вида – перенос ее от одного содержания (мотива, действия, идеи) к другому и переход из одной формы в другую. Иллюстрацией первого вида может служить механизм «трансформации импульса» – способность переводить энергию импульса, маскируя его посредством символизации, в его противоположность. В защитной функции этот механизм представляет собой «реактивное образование» – трансформацию импульса в его противоположность с возможным прорывом первичного импульса, который, как обычно считается, при этом не трансформируется. К операции переноса энергии может быть отнесен также механизм «сдвига мотива на цель».

Чрезвычайно важно различить два возможных исхода переноса энергии. В одном случае (как это имеет место при реактивном образовании) содержание, получившее энергию, не связывается с ней органически, оно становится достаточно сильным, чтобы определять соответствующие действия, но сильно оно не своей силой, а заемной энергией мотива-«донора», этого мотива не изменяет, а чаще всего ему же и служит, хотя, по видимости может быть противоположно ему. В другом случае энергия фиксируется в новом содержании, срастается с ним, – и, стало быть, происходит мотивационный генезис – рождается новый мотив, новая деятельность, лишь генетически связанная с мотивом-«донором», а в функциональном плане получившая «автономию». Фиксация энергии отличается от придания энергии и может рассматриваться как отдельная операция энергетической парадигмы. Иллюстрацией переноса энергии с фиксацией может служить процесс, «сдвига мотива на цель» (когда он выступает как механизм развития), а также сублимация, понимаемая не как нахождение социально приемлемых каналов для удовлетворения примитивных импульсов, а как действительная трансформация этих импульсов.

Второй вид перевода энергии связан с преобразованием ее формы. Примеры этой операции – механизм конверсии и одна из фаз катарсиса (психоаналитически понимаемого), связанная с соматопсихическим переходом. «Действие катартического метода Брейера, – пишет Фрейд, – основано на постепенном возвращении возбуждения... из соматической сферы в психическую, с последующим посильным примирением противоположностей посредством мыслительной активности...»

Порождение энергии. Эта операция почти не фигурирует в описаниях процессов переживания, а между тем ей следует придать большое теоретическое значение. Именно как порождение энергии следует понимать с формально- энергетической точки зрения результат (точнее, один из результатов) эстетического катарсиса: Зритель уходит не «разряженным», а «наполненным» и «воодушевленным». Всякий успех, достижение, удача как бы повышают энергетический потенциал человека, что выражается в постановке им более высоких целей и в способности преодолевать большие трудности и препятствия.

 

Поскольку Бэкмология указывает способы поддержания на оптимальном уровне жизненной энергии и содержит рекомендации по быстрому восстановлению в случае нарушения энергобаланса, Бэкмологию можно назвать лоцией оптимальной энергетики. Роль этой лоции велика как в поддержании безопасности жизнедеятельности человека, так и в энергетическом обеспечении творческой продуктивности в процессе деятельности. При отсутствии такой лоции у человека вряд ли хватит энергии на творчество, и он в целях собственного самосохранения вынужден будет постоянно прибегать к упрощению своего мышления, т.е. редукционизму и рационализму.

Лоция оптимальной энергетики – это средство обеспечения безопасной коммуникации, которое, совершенно очевидно, займет свое достойное место среди прочих средств коммуникации.