Самообеспечение безопасности
Основания Бэкмологии, идеи, заложенные в ее методологии «становление воителя», база знаний по различным дисциплинам социальной организации – все это однозначно позволяет отнести наш продукт не столько к классу образовательно-консультационных систем, сколько к средствам личной безопасности.
Вопросы обеспечения личной безопасности в Бэкмологии освещены самым подробнейшим образом. Рассматриваются и теоретические, и практические аспекты безопасности. Практика представлена такими разделами как «Психологическое воздействие и манипуляция», «Психологическая безопасность», «Психология страха», «Конфликтология», «Психология кризисных ситуаций».
Подход Бэкмологии к безопасности освещен в публикации «Основы личной безопасности по Бэкмологии»Главная особенность живого характеризует приспособление как активный процесс, а не как пассивное следование за изменениями внешней среды. Самоорганизация и самосохранение системы невозможна без активного отражения среды, которое необходимо для преодоления сопротивления среды. Такая специфическая активность является одним из критериев жизни, выделяющих ее из неживой природы. В это заключается сущность принципа активности (в биологии этот принцип называется принципом развития).
Принцип активности имеет одну особенность. Любая активность – это удовлетворение потребности. Специалисты выделяют потребности биологические (организма) и социальные (личности). Наивысшей считается потребность самореализации, т.е. потребность реализовать свой потенциал.
Реализация потребностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек. Цель, которую мы достигли, в дальнейшем нас уже не устраивает, мы стремимся к новому. Вспомним детей, их отношение к игрушкам, их тягу к новому, в том числе в учебе. У взрослых то же самое: как только мы приобрели что то, достигли чего либо, через некоторое время нас уже это не устраивает, мы стремимся к новым достижениям. Все это – проявления принципа активности.
Широко известна, разработанная А. Маслоу так называемая «пирамида потребностей», в которой потребности человека размещены по категориям в иерархической форме. А. Маслоу выделил пять уровней человеческих потребностей:
- Физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение).
- Потребность в безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; потребность в порядке, законе, ограничениях и др.).
- Потребность в принадлежности и любви (потребность в теплых, дружеских отношениях; в социальной группе; в «чувстве дома» и др.).
- Потребность в признании (потребность в уважения со стороны других и самоуважения; в высокой оценке собственных достоинств; в репутации и престиже).
- Потребность в самоактуализации (потребность в развитие личности; в обретении смысла жизни).
Для данной иерархии важно выделить некоторые базовые закономерности. Если не удовлетворяются начальные (низшие) потребности, то высшие остаются относительно неинтересными. Кроме того, чем выше уровень потребности, тем менее он жизненно важен, то есть человек может достаточно долго переносить недостаток развития своей личности, притом, что физиологические потребности, при их недостаточном удовлетворении, могут стать целью всего его существования.
Согласно А. Маслоу, удовлетворение потребностей в безопасности является более значимым для человека, чем потребность в любви, признании и самоактуализации, и, более того, является фундаментальным и необходимым для удовлетворения последних. При длительном периоде недостаточного уровня безопасности, его достижение может стать первостепенной задачей человеческого существования, затмить все остальные человеческие потребности. В данной ситуации, безопасное поведение выступит не только средством достижения жизненных целей, а само станет целью. В целом, автор ставит достижение безопасности выше развития, тем не менее, оговариваясь, что возможны исключения. Так, для людей с ярко выраженным творческим потенциалом креативные потребности могут явиться основополагающими независимо от складывающихся обстоятельств. Аналогичная ситуация, характерна и для глубоко верующих людей, ведущих аскетичный образ жизни и способных ради Истины идти на любые самоограничения.
Подводя итоги своего анализа, А. Маслоу говорит, что хотя потребности в безопасности редко выступают как активная сила, тем не менее, в экстремальных ситуациях обретают решающую роль, тем самым вызывая регресс мотиваций с более высоких уровней к уровню безопасности.
В самом общем виде под безопасностью понимается защищенность. Вообще же, конкретизация смысловой интерпретации понятия «безопасность» позволяет рассматривать его в нескольких направлениях, раскрывающих определенные ракурсы данной категории: 1) состояние безопасного бытия; 2) защита от правонарушения, насилия, вражеских действий, избегание тюрьмы; 3) что-либо, защищающее или обеспечивающее безопасное состояние.
Безопасность рассматривается как психическое состояние подконтрольности некоторой системе динамического комплекса внешних и внутренних параметров (экзо- и эндогенных параметров), обеспечивающих ей физическое, энергетическое и информационное равновесие со средой и влияющих на сохранение во времени вероятности достижения главной для нее жизненной цели.
Различаются следующие уровни безопасности человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность.
Опираясь на общие особенности, отражающие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения, выделим следующие функциональные аспекты индивидного уровня безопасности человека: 1) определяет энергетический аспект достижения безопасности; 2) устанавливает диапазон возможностей выбора безопасного реагирования в границах природных возможностей человека; 3) обеспечивает резерв безопасности человека за счет централизации всех систем организма в нестандартно-опасных ситуациях.
В итоге, безопасность человека как индивида или индивидный уровень безопасности, можно понимать как достаточно общий для представителей всего человеческого рода с точки зрения их защищенности от опасностей, наносящих ущерб, прежде всего, жизни и здоровью. Индивидный уровень безопасности человека регулируется его потребностью в безопасности или самосохранении и выступает в качестве резерва безопасности человека в ситуациях, в которых социально ориентированные способы достижения безопасности не находят в силу каких-либо обстоятельств должного применения. Так, в состоянии ярко выраженного аффекта регулирование поведенческой активности человека осуществляется на уровне его индивидных свойств. О безопасности индивида говорится в различных законодательных актах, определяющих меры защиты человека от стандартных для всех опасностей.
Человек как субъект выступает в качестве носителя предметно-практической деятельности. Свойства субъекта деятельности проявляются в его способности быть распорядителем и организатором познания, общения и труда. В качестве субъекта человек представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию психических процессов, функций, свойств. Свойства субъекта представлены его когнитивными характеристиками, коммуникативными свойствами, трудоспособностью, способностями вообще, выступающими основой активности и, тем самым, своеобразным потенциалом безопасности, защищенности.
Субъектный уровень безопасность актуализируясь в ходе общения, познания и трудовой деятельности, обеспечивается развитием таких качеств человека, которые дают ему возможность эффективно, с наименьшими для себя потерями реализовывать необходимые формы активности. Обеспечивая собственную жизнедеятельность, ориентируясь, планируя, организуя свои желания, чувства и разум, человек выступает в качестве субъекта безопасности в той или иной ее сфере. Качество безопасности человека как субъекта устанавливается путем сопоставления конкретных условий жизнедеятельности человека и его способности сохранить свою безопасность в них.
Личностный уровень безопасности человека (или личная безопасность, или безопасность личности) основывается на освоении конкретным индивидом общественных и групповых ценностей и развитием у него таких личностных качеств как моральность, нравственность, личное достоинство, разумность, ответственность. В экстремальных ситуациях выбора личность реализует себя посредством свободного, самостоятельного и ответственного действия. Данный аспект безопасности в наибольшей степени поддается произвольному управлению и соответственно совершенствованию. Можно выделить два ракурса рассмотрения возможности его развития. В широком смысле слова развитие безопасности человека связано с процессом онтогенетического овладения им социально оптимальными подходами к ее обеспечению. На протяжении всей своей жизни он усваивает понятия, приемы и методы достижения безопасности, в значительной степени свойственные культуре, референтной ему, посредством интеграции в ней. В качестве немаловажного элемента в данном случае выступает общественное правосознание, нелинейность формирования которого объясняет возникновение асоциальных поступков. В узком смысле слова развитие безопасности человека как личности проявляется в усвоении им определенного набора представлений, умений, навыков, соответствующего потребностям безопасности актуального бытия.
На личностном уровне ядро безопасности образует психологическая безопасность. Под психологической безопасностью личности понимается состояние внутреннего благополучия, являющегося следствием осознания ею способности преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия, обеспечивая тем самым для себя устойчивое развитие. Данные воздействия, рассматриваемые как угрозы психологической безопасности, детерминируются выраженным несоответствием ценностей субъекта характеристикам среды и имеющимся у него ресурсам. Преодоление несоответствий ценностей и средовых характеристик основывается на активности самого субъекта. Соответственно, личность должна рассматриваться как субъект активности в сфере безопасности, способный регулировать процесс планирования и реализации целей деятельности. Речь идет о самообеспечении психологической безопасности.
Еще в качестве одной проекции человека выступает индивидуальность. Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. В явлениях человеческой индивидуальности как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей.
Человек выступает в качестве индивидуальности в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств, в качестве личности – в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Свойства личности не сводятся к индивидуальным особенностям. Включая и общее, и особенное, и единичное, личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальность фиксирует одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности во всех сферах его бытия, в том числе и в области его безопасности. Соответственно, рассмотрение личной безопасности человека связано с анализом выбора им различных способов ее обеспечения, а индивидуальной безопасности – с анализом их некоторых специфичных моментов, свойственных конкретному лицу. Становление личности представляет собой процесс социализации человека. Соответственно, безопасность личности основана на усвоении опыта восприятия тех или иных экстремальных ситуаций и способов поведения в них. Становление индивидуальности происходит в контексте жизненного пути личности и представляет собой процесс индивидуализации субъективной реальности.
Рассмотрение системы личной безопасности конкретного человека связано с изучением уникального, неповторимого, самобытного способа его реагирования на ту или иную экстремальную ситуацию. Безопасность человека как индивидуальности представляет собой состояние, интегрирующее в себе различные уровни психологической безопасности – безопасность человека как индивида, как субъекта и как личности – в контексте уникального для него жизненного пространства.
Возникает вопрос, что должно быть защищено, чтобы можно было говорить о личной безопасности человека. Человек представляет собой сложное биосоциальное образование, выступающее одновременно в трех интегрированных в единое целое ракурсах: во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. Рассмотрение личной безопасности как состояния защищенности подразумевает использование ряда смежных к защищенности характеристик, таких как сохранность, невредимость и других, имеющих в виду возможность обеспечения целостности искомого объекта. При анализе психологических аспектов личной безопасности субъекта, учитывая известный тезис о связи психического и физического планов, мы не можем отрицать важность физической защищенности субъекта. Многочисленные примеры из практики, фиксирующие возникновение психических отклонений при физических поражениях, и обратно, при определении психологических основ личной безопасности субъекта диктуют необходимость говорить о состоянии его физической и психической защищенности. Наряду с этим, в определенных ситуациях субъект может отказаться от безопасности своей физической или психической жизни, отчуждая ее в пользу каких-то идей, ценностей (патриотизма, любви), ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. В итоге выделяются три аспекта человеческой индивидуальности, подлежащие защищенности: психический, физический и духовный. В наметившиеся контуры интересующего нас определения целесообразно включить понятие «адекватность», т.к. стремление к чрезмерной защищенности в какой-либо сфере может привести к возникновению психических заболеваний. Практика показывает, что нередки случаи, когда человек оказывается перед выбором: какой компонент собственной безопасности предпочесть при невозможности сохранить другие? Возможны разные варианты, но вершина человеческого начала, своеобразия личности проявляется в реализуемом ею духовном выборе. Утрачивая, быть может, в результате свободу или даже жизнь, личность экстраполирует свою безопасность на значимые для нее идеи, ценности, предпочитая, чтобы именно они остались сохранными, как наиболее ярко или надежно представляющие ее «Я».
Итак, личная безопасность субъекта может быть определена как адекватное воздействующим факторам и его ведущим потребностям состояние защищенности и открытости, обеспечивающее ему, с одной стороны, физическую и психическую целостность, с другой, – возможность воспроизведения и продуцирования ряда ценностей, поддерживающих процесс личностного развития. В пространстве личной безопасности выделяются три пласта защищенности – физический, психический и духовный. Содержание личной безопасности субъекта проявляется в совокупности его смысловых отношений и установок относительно данного аспекта своей жизнедеятельности.
При взаимодействии с внешней средой для обеспечения личной безопасности субъект использует имеющиеся у него резервы защищенности. В связи с этим, возникает вопрос об их источниках. Выделяются два основных подхода к обеспечению безопасности человека, в определенной степени дополняющих друг друга. Согласно первому, состояние безопасности основывается на изначальном устранении самих источников опасности (естественно, когда они имеются, иначе – проблема снимается сама собой). В этом случае личная безопасность человека в значительной степени может обеспечиваться на основе воздействия определенных внешних сил, с минимальным участием его самого.
Согласно второму подходу, личная безопасность человека является результатом оперативной минимизации негативного воздействия и во многом обусловливается его собственными характеристиками. В таком случае личная безопасность представляет собой способность человека сохранять уже имеющееся (и представляющего ценность – физического, психического, материального, прочего благополучия) как при наличии, так и при отсутствии различных посягательств извне, а также возможность его дальнейшего развития без значительного для себя ущерба. При таком рассмотрении источник личной безопасности субъекта в значительной мере заключен в нем самом, обеспечивая мобильность реагирования на опасность в ситуациях запаздывания или полного отсутствия социальной помощи.
Очевидно, что оптимальный уровень безопасности человека достигается при сочетании внешних и внутренних резервов безопасности человека. Мы исходим из того, что в обеспечении личной безопасности субъекта экстремальной ситуации систему факторов защищенности предпочтительно рассматривать как четырехуровневую структуру:
- социальная составляющая – определяется включенностью субъекта в систему социально гарантированных мер защиты. Влияние данной составляющей на личную безопасность субъектов экстремальных ситуаций испытывает некоторые колебания в зависимости от занимаемого ими социального статуса, места жительства, пространственно-временного промежутка реализации экстремальной ситуации и т.д.;
- психофизиологическая составляющая – определяется природнообусловленными механизмами приспособления к внешней среде. «Вклад» данной составляющей зависит от половой принадлежности субъекта, его конституциональных особенностей, свойств нервной системы. По сути дела, данный фактор защищенности складывается из индивидных характеристик человека;
- психологическая составляющая – определяется уровнем социального развития психических параметров человека: познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, характерологическими параметрами;
- составляющая опыта – включает в себя имеющиеся у субъекта на данный момент знания (в том числе и информированность), умения, навыки поведения, необходимые для успешного выхода из состояния опасного экстрема.
Особый интерес к вопросам обеспечения безопасности был проявлен со стороны социальной психологии. Отношения с другими людьми составляют основу жизнедеятельности человека, а поэтому важность обеспечения безопасности в области межличностных отношений во многом определила облик современного учения о безопасности. Понятие социально-психологической безопасности было определено как частный случай понятия психологической безопасности. Ориентируясь на самый широкий круг явлений, в рамках социальной психологии условно было определено два уровня источников опасности/безопасности.
На макроуровне рассматриваются общественно-политические и социально-экономические угрозы, информационное воздействие. Опасное поведение личности может возникать под воздействием стресс-факторов и криминальных ситуации, либо же, выражаться в опасности для других самой личности, обладающей определенными социально-психологическими и личностными качествами. Еще одна возможная ситуация, определяется повышенной внушаемостью и когнитивной простотой индивида, что может сделать его опасным для самого себя (виктимологический аспект).
Информационно-психологическая безопасность. Общим источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.
Информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную угрозу для развития личности и общества в целом. Отношения конкуренции наряду с позитивным их влиянием на повышение инициативы и активности значительной части населения привели также к массовому использованию способов и приемов информационно-психологического воздействия.
Манипулирование людьми, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни экономической конкуренции и политической борьбе. Таким образом, понимание угроз информационно-психологической безопасности личности, механизмов их действия и возможностей психологической защиты становится не только теоретической проблемой но и насущной потребностью социальной практики и повседневной жизни человека.
Информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего и самого себя, можно условно обозначить как «иллюзорная реальность». Несмотря на свою иллюзорность, и даже в силу своей иллюзорности, но в форме кажущейся реальности, она является основным внешним источником угроз информационно-психологической безопасности личности.
Таким образом, в информационной среде в причудливых сочетаниях и многообразных формах переплетены адекватная и иллюзорная субъективные реальности.
Взаимодействуя и проникая друг в друга, изменяясь и развиваясь по собственным законам, они расставляют многочисленные загадки и ловушки, расшифровывать которые человеку приходится ежедневно и ежечасно, и чем дальше, тем чаще и больше, если он хочет остаться действительно полноценной и свободной личностью, а не быть послушной марионеткой в паутине психологических манипуляций.
В другую группу источников угроз можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, добиваются этого, используя различные способы информационно-психологического воздействия на других без учета их интересов, а зачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и нанося им ущерб. Это деятельность различных лиц – от политических лидеров, государственных и общественных деятелей, представителей средств массовой коммуникации, литературы и искусства, до повседневных наших партнеров по межличностному взаимодействию. К этим лицам относятся те из них, кто, оказывая на окружающих информационно-психологическое воздействие, искусно смешивая ложь с правдой, увеличивают степень неадекватности информационной среды общества и тем самым расширяют иллюзорную субъективную реальность. При этом они зачастую сами становятся ее невольными пленниками и превращаются из ее творцов в ее рабов.
Продавец стремится продать товар покупателю, и их интересы далеко не всегда совпадают, если не сказать, что расходятся и имеют лишь одну общую точку соприкосновения – факт продажи конкретного товара. При этом продавец активно прибегает к различным приемам, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства, действительные, а чаще всего мнимые у рекламируемого товара. Зачастую он скрывает необходимую клиенту информацию, а часть ее изменяет и тем самым затрудняет получение адекватных сведений о товаре. Работодатель прибегает также к психологическим манипуляциям, чтобы, например, дешевле оплатить труд работника и т.п. Участники переговоров, используя различные способы манипулирования информацией, реализуют технологию рефлексивного управления, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления интересов другой стороны. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельного человека или нескольких лиц, так и межгосударственные отношения, в которых ценой манипуляций выступают интересы целых народов и даже, как свидетельствует история, само их существование.
Доступ к широкомасштабному использованию новых информационных технологий и контролю за средствами массовой коммуникации многократно усиливает возможности информационно-психологического воздействия на людей посредством изменения информационной среды общества. В наибольшей степени это возможно для разнообразных социальных организаций – различных объединений людей, социальных групп, общественных, политических и государственных структур, некоторых социальных институтов общества.
В связи с этим возможно выделить еще три относительно самостоятельных группы источников угроз информационно-психологической безопасности личности. Так, для личности может представлять информационно-психологическую опасность деятельность различных группировок и объединений людей, в частности, некоторых политических партий, общественно-политических движений, националистических и религиозных организаций, финансово-экономических и коммерческих структур, лоббистских и мафиозных групп и т.п.
В качестве еще одного источника угроз информационно-психологической безопасности личности при определенных условиях можно выделить само государство, органы государственной власти и управления. Это связано с действиями государственных лидеров, правящей элиты. Опасность возникает, когда они, реализуя собственные интересы, а иногда и просто амбиции, используют мощь государственного аппарата для оказания информационно-психологического воздействия на людей, маскируя свои действия и истинные цели, которые не соответствуют интересам государства, общества и населения страны.
Кроме этого, источником опасности могут быть индивидуально-психологические особенности государственных лидеров, влияющие на адекватность принятия ими важнейших государственных решений, определяющих политику государства и, соответственно, организацию и практику информационно-психологического воздействия, оказываемого на людей с использованием возможностей государственного аппарата. Так, например, в американских исследованиях выделяются семь основных специфических реакций президентов США на стресс, которые вызывают отрицательное влияние на принятие решений: 1) фиксация внимания только на одной альтернативе, в то время как обычно президент рассматривает множество альтернатив; 2) упрощение позиции противника; 3) усталость в течении длительного периода времени, которая приводит к повышению подозрительности, враждебности, к параноидальным реакциям; 4) ограниченное время для принятия решения, способное привести к ослаблению (или потере) внимания к угрожающей ситуации, к отрицанию и недооценке будущих последствий; 5) усиление тенденций воспринимать настоящую ситуацию и исторические аналогии как подобные; 6) по мере возрастания стресса лидер с целью сохранения самооценки пытается либо выйти из ситуации, либо уменьшить для себя ответственность за нее, чтобы избежать провала; 7) стремление консультироваться только с теми, кто поддерживает – его личную позицию, что ограничивает информацию, необходимую для принятия оптимального решения.
В качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие: средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например, Интернет и т.п.); литература (в том числе, художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т.п.); искусство (в том числе, различные направления так называемой массовой культуры и т.п.); образование (в том числе, системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т.п.); воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций – формальных и неформальных, система организации социальной работы и т.п.); личное общение.
Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях ее формирования и функционирования, в индивидуально-личностных характеристиках индивида. В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д. Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей. Так, например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, и, соответственно, возрастает подверженность информационно-психологическим воздействиям. Она также возрастает в условиях нахождения человека в массовых скоплениях людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях.
Существуют определенные закономерности восприятия и реагирования на малоосознаваемые и неосознаваемые воздействия, например, на подпороговые стимулы и т.п. Знание своих инидвидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях.
Как это ни парадоксально, но множество людей куда больше стремятся узнать об устройстве автомобиля и способах обращения с ним, чем о собственных психологических характеристиках и способах использования своих психических возможностей.
На микроуровне в социальной психологии безопасности рассматривают потенциальные угрозы, возникающие при непосредственном общении с другими людьми, например, оскорбления, угрозы, манипулирование, неустойчивые социальные связи. Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом со снижением в социальной иерархии (прежде всего – по уровню доходов), обостряется необходимость в духовных взаимоотношениях. Тем самым, обеспечение безопасности на уровне личностного общения является одной из приоритетных задач социальной психологии безопасности.
Психологическая безопасность на личностном уровне. Под психологической безопасностью понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления ее прав. Как предметы защиты здесь в первую очередь выделяются: самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе, «Я-концепция», образ «Я», Эго, самость, индивидуальность. Кроме этого, в качестве предметов защиты выступают мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности). Но за всеми этими проявлениями выступает единое «Я» личности, защищающее самое себя, свою целостность, собственные проявления и свои качества.
Традиционно психологический ущерб связывают с угрозой позитивному образу «Я», исходящей со стороны собственного опыта или со стороны «Другого» субъекта, в чем по сути нет разницы, поскольку опыт в данном контексте есть также результат интерперсональных взаимодействий. Иногда рассматривают угрозу «позитивному образу Я», включая в это понятие социальную идентичность субъекта как члена группы и угрозу этой идентичности при взаимодействии субъекта с членами других групп. Понятно, что в конечном итоге сохранение позитивного образа «Мы» предпринимается с целью сохранения позитивного образа «Я».
Термин «Я-концепция» обозначает совокупность всех представлений индивида о себе. Когнитивную или описательную составляющую «Я-концепции» называют образом «Я», отношение к себе или аффективную составляющую – самооценкой. Поведенческие реакции, вызванные образом «Я» и самооценкой, образуют поведенческую составляющую «Я-концепции». Общая положительная самооценка, определяемая позитивным образом «Я», является необходимым условием жизнедеятельности любого человека. В противном случае сама жизнь становится для него постоянным фактором дистресса, ведущим к психическому истощению или самоуничтожению. Другими словами, человек не может долгое время быть действительно убежденным в том, что он «плохой», или что в его жизни постоянно что-то «плохо». Декларируемое признание и утрирование своих недостатков не имеет с этим ничего общего, поскольку является защитной рационализацией или компенсацией – за подобными признаниями как правило следует осознанное или бессознательное «но..., зато... и т.п.». Существуют представления или верования, глубоко укоренившиеся в подсознательной психике каждого человека, которые лишь в редких случаях могут быть полностью устранены. Это вера в свое бессмертие, в неотразимость своего очарования и во всемогущество своих мыслей и чувств. Легче всего наблюдается «всемогущество мысли», поскольку многие предрассудки основаны на представлении о всесилии мыслей и чувств.
Вера человека в неотразимость его очарования яснее всего проявляется в сновидениях, в которых он без малейшего усилия завоевывает любовь самых желанных женщин и мужчин. То же выражается в поведении людей, которые почти неотразимы в реальной жизни, часто они более заинтересованы в единственной личности, способной им сопротивляться, чем во всех остальных. Быть почти неотразимым – этого еще недостаточно. Каждый втайне стремится думать, что он совершенно неотразим.
Вера в бессмертие поддерживается большей частью религией, и вопреки всем сознательным усилием тех, кто ей противится, упорно держится в психике самых закоренелых атеистов. Вряд ли кто-нибудь может представить себе собственную смерть, не обнаружив себя присутствующим на похоронах.
Составляющим позитивного образа «Я» считаются следующие осознанные или бессознательные фиксированные установки:
- Я – защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый, «бессмертный».
- Я – самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий всех остальных.
- Я – умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию.
- Я – красивый, принимаемый, любимый, «неотразимый».
Практика показывает, что деятельность по обеспечению безопасности включает в себя оперирование человеком материальными и психическими составляющими. С учетом того, что материальная сторона обеспечения безопасности не попадает в поле нашего исследования, в дальнейшем мы будем рассматривать только его психологическую сторону.
Можно выделить два основных подхода к обеспечению безопасности человека, в определенной степени дополняющих друг друга. Согласно первому, состояние безопасности основывается на устранении самих источников опасности или нейтрализации их действия с привлечением неких сил, внешних для рассматриваемого человека (например, службы охраны, полиции).
Согласно второму подходу, безопасность человека является результатом его собственных усилий, как субъекта опасной или экстремальной ситуации, оперативно предотвращающих или минимизирующих негативное воздействие этой ситуации. При подобном рассмотрении источник безопасности субъекта в значительной мере заключен в нем самом. Безопасность в данном случае основывается на способности человека держать под контролем ситуацию, сохраняя и развивая тем самым те ценности (физические, психические или духовные), которые высоко значимы для него в соответствующий временной промежуток.
Простейшим механизмом самообеспечения безопасности являются психологические защиты субъекта, нацеленные на поддержании оптимального для него психического состояния. Актуализируясь в ситуациях, неподдающихся иному регулированию, психологические защиты позволяют субъекту установить эмоциональное равновесие с ситуацией за счет искажения или прерывания восприятия нежелательной ему информации. Среди психологических защит можно выделить те, которые тормозят поспешную активность субъекта, маскируют осознание опасности при ее одновременной проработке и реализуют конкретные шаги по преодолению опасности. Обладая высокими резервами психологической стабилизации на ранних этапах взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, в ходе дальнейшего развития ситуации, требующей учета ее изменений, механизмы защиты способны привести к нарушению безопасности субъекта. Кроме того, неподконтрольность механизмов защиты произвольной регуляции субъекта снижает их востребованность в контексте реализации им системы самообеспечения безопасности.
Значительно большими резервами в рассматриваемом контексте обладают механизмы психологического совладания. Механизмы психологического совладания, в отличие от психологических защит, учитывают и субъективные характеристики субъекта экстремального взаимодействия, и значимые особенности самой экстремальной ситуации. Осознанность и высокая регулируемость применения данных механизмов в сочетании с их способностью к энергоинформационной регуляции ситуации делает их высоко востребованными субъектом в системе самообеспечения безопасности.
И механизмы защиты, и механизмы совладания проявляются в рамках некоторых поведенческих тенденций, которые группируются по критерию адаптивности – неадаптивности. Обе эти поведенческие формы – первая осознанно, вторая неосознанно – ориентированы на достижение субъектом необходимого уровня безопасности и развития.