Кому подойдет персональная Бэкмология

Цель персональной Бэкмологии – помочь людям приобрести знания по различным аспектам социальной организации: философии, психологии, экономике, управлению, политике и др. С такими знаниями человеку легче будет отстаивать свои интересы, добиться успеха, преодолевать кризисы, не допускать стрессов. Но всем ли нужны такие знания? Ответ на этот вопрос далеко не очевиден.

Чтобы перечислить возможных пользователей Бэкмологии, требуется небольшое теоретическое отступление. Речь пойдет о принципе полезности, который формулируется так: человек будет добровольно делать только то, что для него полезно – полезность мотивирует любое действие человека.

Мы часто задаем себе вопрос, почему люди дают полярные оценки одному и тому же факту, совершают в одной и той же ситуации прямо противоположные действия, почему одному человеку что-то кажется правильным, а другому то же самое представляется абсолютно неприемлемым. Дело в том, что у каждого своя «модель» жизни, которой свойственны свои нормы, правила, действия, ценности, критерии оценок. Модель жизни и является нашим ограничителем.

Интуитивно понимая, что мир многообразен и сложен, универсальной формулы для его постижения нет, а познать необъятное человек не в состоянии, мы вынуждены ограничивать свое мировосприятие – так появляется жизненная модель, таков наш способ борьба со сложностью. При этом мы распространяем собственные ограничения, свою модель как на свое ближайшее окружение, что проявляется в воспитании наших детей, так и на все общество, что проявляется, например, в политике и религии.

Каждый человек вольно или невольно выбирает для себя какую-то модель, которая определяется его личным отношением к жизни. И очень важно жить той жизнью, которая человеку соответствует больше всего, в которой он наиболее эффективен и чувствует себя максимально комфортно.

Существует многообразие жизненных моделей. Любая модель базируется на тех или иных жизненных ценностях. Перечислим несколько пар полярных жизненных ценностей:

  1. Ориентация на достижение цели и ориентация на погружение в процесс бытия
  2. Эгоизм и альтруизм
  3. Следование эмоциям и следование логике
  4. Стремление к риску и стремление к безопасности
  5. Соблюдение традиций и склонность к переменам
  6. Эмоциональная экспрессивность и эмоциональная сдержанность
  7. Материалистический взгляд на мир и идеалистический взгляд на мир
  8. Стремление к соревнованию и стремление к сотрудничеству
  9. Стремление к одиночеству и стремление к контактам с окружающими
  10. Действия с позиции силы и действия с позиции убеждения
  11. Стремление к узкой специализации и стремление к расширению кругозора
  12. Стремление взять что-то от других и стремление дать что-то другим людям
  13. Пассивность и активность
  14. Подчинение и доминирование
  15. Аккуратность и небрежность
  16. Проявление инициативы и четкое следование полученным указаниям
  17. Стремление к интеллектуальному развитию и стремление к физическому развитию и т.д.

При этом любая модель должна обеспечивать удовлетворение потребностей человека, среди которых, согласно американскому психологу А. Маслоу, следующие:

  1. Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д. (низшие)
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности (высшие).

Любое действие человека мотивируется именно потребностями. Причина, по которой потребность ставится в главу угла, является, прежде всего, биологической. К живым системам должна непрерывно доставляться энергия. Будучи изолированными от источника энергии, биологические системы немедленно деградируют. Требование непрерывного расхода энергии заставляет живые системы в качестве первостепенного критерия оценки своих действий использовать именно потребность.

Поскольку человек есть существо социальное, ему постоянно приходится сталкиваться с проблемами согласования индивидуальных потребностей, конкуренцией за ресурсы, жить в условиях конфликта интересов. Данные проблемы решается с привлечением поведенческих нормативов, этики, и в ее рамках парадигмы справедливости. Многие считают, что поддерживая эту парадигму, они тем самым сглаживают конфликт интересов.

Именно в сложной социальной среде у человека помимо физиологических потребностей возникают и другие, более высокие потребности. Чем активнее человек участвует в социальной жизни, тем больше у него проявляются высокие потребности, которые помогают ему регулировать свои отношения с другими людьми.

Вообще, система потребностей каждого человека уникальна. У одного превалируют низшие потребности, у другого – высшие, у третьего – высшие и низшие потребности сбалансированы. Комбинация ценностей, определяющая модель жизни человека, соответствует его системе потребностей. Так, например, человек с чрезмерными физиологическими потребностями вряд ли будет склонным к альтруизму, иметь идеалистический взгляд на мир.

Потребности и ценности выступают для человека в качестве критериев оценки полезности. Понятие «полезность» выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или выполнения какого-либо действия. Синонимами «полезности» являются: благодатный, благодетельный, благотворный, лечебный, целебный, целительный, живительный, животворный, выгодный, годный, пригодный, дельный, практичный, плодотворный, производительный, продуктивный, благодарный, выигрышный, добычный, доходный, прибыльный, прибыточный, спасительный.

Полезность формируется потребностями и ограничивается/стимулируется ценностями. Полезность – понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором – увеличивается. Человек описывает Природу, мироздание, исходя из соображений полезности использования в дальнейшем создаваемых им описаний.

Итак, потребности, ограниченные/усиленные ценностями (моделью жизни), лежат в основе наших оценок полезности. Полезность мотивирует любое действие человека. Если человек не видит для себя пользы что-либо делать, он это делать вряд ли станет. Это один из принципов, которого Бэкмология строго придерживается.

Полезность интеллектуального продукта для человека на практике выявить достаточно просто. Дело в том, что данная полезность всегда соотносится с такими условиями, как наличие способностей и креативности, стремление их развивать. Отсутствие креативности проявляется всегда одинаково. Полезность любой инновации, как правило, оказывается минимальной. Это выражается в том, что свое отношение к ней человек выражает в виде критики (точнее критиканства) – его способностей хватает лишь на оправдание собственной бездеятельности. Критика – это идеальное средство самозащиты от воздействия всего нового, непонятного, недоступного.

Полезность интеллектуального продукта возникает только при наличии у человека познавательной потребности вместе с проявлением инициативы, стремлением к интеллектуальному развитию, ориентацией на достижение цели. Исходя из этого, можно определить круг возможных пользователей Бэкмологии. Проще начать с тех, кому Бэкмология, наверняка, не понадобится.

Если человек считает, что знание экономики ему пользы не принесет, то экономика как наука для него не существует. Он ограничил свою жизнь таким образом, и это – его выбор. Многие люди не имеют абсолютно никакого представления о том, что такое денежный мультипликатор, и при этом прекрасно себя чувствуют.

Если человек придает интерпретации эмоций больше значения, чем знаниям, то, скорее всего, он может манипулировать людьми, и это приносит лично ему немалую пользу.

Негативное отношение к всякого рода теоретическому знанию как к бесполезному или вредному имеет широкое распространение. Если такое отношение у человека уже сложилось, то изменить его, как правило, никогда не удается. Естественно, никакая Бэкмология этому человеку не нужна.

Если человек вообще не читает никаких книг и притом зарабатывает миллионы, значит так тому и быть. Великому комбинатору, спортсмену или артисту нет нужды забивать себе голову знаниями по философии и политологии. Для криминального авторитета такое занятие может оказаться даже смертельно опасным.

Если человек имеет успешный бизнес и при этом умудряется обходиться без приемов менеджмента, то ему в жизни крупно повезло. По-видимому, его бизнес столь уникален, что не имеет конкурентов. А может быть проще устранить всех конкурентов, нежели играть с ними в сложную конкурентную игру?

Если некто предпочитает всю жизнь крутить баранку или устанавливать сантехнику, то ему и впрямь нет нужды утруждать себя изучением каких бы то ни было наук.

Если женщина живет на содержании богатого мужа, то ей лучше всего вести светский образ жизни и не утруждать себя особенностями решения социальных и политических проблем.

Некоторым, действительно, удается найти себе такую жизненную нишу, в которой они чувствуют себя в полной безопасности от перипетий экономики и политики – им можно только позавидовать. В основной же своей массе людям приходится постоянно отстаивать свои права, бороться с несправедливостью, противостоять манипуляциям и интригам. Однако это отнюдь не означает, что все эти люди тянутся к знаниям как панацее от большинства обрушивающихся на них бед. Многие неплохо себя чувствуют в роли ведомых исполнителей, кои так нужны повсюду. И пусть их зарплата не столь велика, но зато они избавлены от постоянных волнений и стрессов. А обман и несправедливость, что их окружает, они научились воспринимать философски, как неизбежное зло, которое всегда было, есть и будет. Они не читают «умных» книг, но с удовольствием смотрят телевизор. Они всегда идут в ногу со временем – для них существует мода, престижная жизненная атрибутика, светская жизнь. О таких говорят – обыватели.

Быть обывателем ни плохо и ни хорошо. Такие люди стараются прожить свою жизнь в бытовом плане максимально комфортно, без резких движений, без стремительных взлетов и падений. Они не создают излишних проблем ни себе, ни окружающим, являются отменными конформистами, умеют хорошо приспосабливаться и выступают опорой любого государства и любой власти.

Если «обыватель» не есть творец, не есть создатель нового, небывалого, если он, как говорится, не Шекспир и не Лев Толстой, то кто он? Первая, возникающая в этом случае оппозиция – «потребитель». Он не писатель – он читатель. Он не создает новые научные теории, новые машины, политические программы, а их усваивает, принимает, использует; он не участвует в общественных движениях, направленных на преобразования социума, а пользуется результатами таких преобразований.

Экономика кровно заинтересована в обывателе, обывательском мировоззрении. Ибо заинтересована не в индивидуализированном и реальном, а раздутом и социализированном, подстрекаемом и направляемом рекламой спросе – «пусть друзья завидуют», «я этого достоин» и т.д. и т.п.; заинтересован в том, что называется «престижным потреблением». Не случайно слово «буржуазный» (свойственный либеральному обществу) кроме гордого смысла «гражданский» имеет смысл «мещанский» (утрированно-обывательский), – то и другое в буквальном переводе.

Престиж – идол обывателя. Престиж, как демонстративное потребление за пределами своих реальных личных потребностей, с единственной целью обозначить место потребляющего на социальной лестнице – той лестнице, конечно, что еще отражает примитивную ценностную шкалу дикаря. Шкалу, в которой, скажем, бог и богатство – одного корня.

Обыватель, как будто, «реалист», и себя считает таковым; ведь приспособиться – значит приспособиться к существующему, к «реалиям». Но под реалиями он понимает исключительно общепринятое, хотя бы оно строилось на ложных или преступных основаниях; он ориентирован не на истинные или кажущиеся ему самому таковыми, а на господствующие мнения и ценности. Таким образом, его «реальность» – та «жизнь», которая противопоставляется «книжкам» и которую «знает» обыватель – это смесь разного рода коллективных миражей и распространенных пороков. «Реалист» – эксплуататор человеческого несовершенства.

Если он окажется и «сзади» других, то, по крайней мере, «в том же (нужном) стаде». Всегда должны находиться такие, кто будет хуже его: хотя бы те, кто в другом «стаде» или вовсе не «в стаде». Без чванства обыватель неполный.

Мода, эта периодическая переэкзаменовка людей на стадность, на их способность и желание не отличаться от среды, частью которой они хотят себя видеть, для обывателя – своего рода опиум. Стать как все и притом раньше других, обогнать кого-то и стать заметным в борьбе за неотличимость – вот манящее обывателя недостижимое!

Обыватель самоуверен предельно: он уверен, что знает, ни больше ни меньше, как «жизнь». То есть все, что кто-то в жизни может ценить кроме благополучия – для него блажь, «иллюзии». «Элита» – любимое словечко современного обывателя; сноб (гордящийся своей принадлежностью к «элите») – обыватель со «знаком качества». Состоявшийся обыватель – горд и презрителен.

Использовать Бэкмологию обыватель никогда не станет. Чтобы добиться успеха, он воспользуется «стадными» приемами: заведет нужные знакомства, удачно женится, постарается быть полезным начальству, окажет давление на сослуживцев, мешающих его продвижению по карьерной лестнице. Обыватель с легкостью пойдет на нарушение закона, если при этом будет чувствовать себя безнаказанным. Для него этика и мораль – это категории, которым неукоснительно должны следовать другие по отношению к нему. Он же сам лишь прикрывается ими, чтобы не навлечь на себя немилость общества. Объявив себя поборником высокой морали, он тем самым вуалирует свои неблаговидные поступки. Здесь речь идет о «двойных стандартах», когда норма для других не признается в качестве нормы для себя.

Собственно, рисовать подробный портрет обывателя нет необходимости. Каждый из нас интуитивно хорошо себе представляет, что такое обыватель, и способен дать трезвую оценку – принадлежит ли он сам к этой категории людей.

Рядовому обывателю приходится всегда соответствовать общепринятым нормам поведения, постоянно держать «нос по ветру», вечно подстраиваться под ситуацию. Лидер-обыватель может позволить себе отступить от принятых стандартов, но делать это ему приходится, чтобы подчеркнуть свое отличие от окружающих людей и зафиксировать свою лидерскую позицию. Лидеру требуется тратить немало энергии на подтверждение достигнутого статуса, поскольку на его место всегда имеются претенденты. Таким образом, обыватель всегда занят «социальными играми», все его силы уходят на достижение, сохранение и повышение своего социального статуса.

Человек, занятый созидательной деятельностью, не может взять на вооружение приемы обывателя, ибо эти приемы несовместимы с творчеством – они отнимают массу времени, отвлекают от креативного настроя. Тем не менее, творческая личность живет в социуме, которому она должна соответствовать. Как не попасть в «рабскую зависимость» от социума и в то же время успешно самоактуализироваться в нем с адекватным вознаграждением?

Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, их непрерывная реализация – не есть тривиальный процесс. Для успешной реализации потенциальных возможностей, способностей и талантов требуется освоить определенную практику поведения в обществе. Эта практика, в отличие от интуитивно понятной каждому практики обывателя, не «лежит на поверхности». Она требует теоретических знаний социальной организации, а также умения пользоваться различными приемами поведения в зависимости от ситуации. В Бэкмологии данная практика сформулирована в методологии «Становление воителя».

 

Таким образом, круг возможных пользователей Бэкмологии не так уж велик. К нему могут относиться начинающие предприниматели и политики, студенты, наемные работники интеллектуального труда с достаточно активной социальной позицией, государственные служащие с замашками на карьерное продвижение. Всем этим людям должны быть близки такие жизненные ценности, как ориентация на достижение цели, стремление к риску, материалистический взгляд на мир, стремление к контактам с окружающими, стремление к расширению кругозора, проявление инициативы, стремление к интеллектуальному развитию. Такие люди в течение всей жизни вполне могут найти пару месяцев на то, чтобы изучить принципы и правила социальной организации. Полученные знания, наверняка, пригодятся им в дальнейшем при решении различных проблем, научат избегать многих из них.

Начинающие предприниматели в лучшем случае имеют знания по бизнесу и менеджменту на уровне МВА (Мастер делового администрирования). Если человек получил классическое обучение, которое концентрировалось на экономике, бухгалтерии, бизнес-стратегии и управленческих навыках – это прекрасный начальный багаж знаний. Тогда ему будет легко ориентироваться в базе знаний Бэкмологии, в которой он сможет быстро найти для себя полезные сведения, выходящие за рамки курса МВА.

Для тех предпринимателей, у кого имеются лишь отрывочные представления о бизнесе и менеджменте, бэкмология может стать надежным источником приобретения основных деловых навыков и качеств, необходимых для полноценного ведения бизнеса. Следует отметить, что далеко не все из топ-бизнесменов США когда-либо посещали бизнес-школу – на самом деле их процент от общего количества сравнительно невелик. В лучшем случае в США наберется 40% управленцев со степенью MBA, и тут надо учитывать, что многие из них получили ее только потому, что степень так популярна и разрекламирована. Очевидно, что бизнес-школы – очередной способ зарабатывания денег на тех, кто рассчитывает одним махом перешагнуть десяток ступенек на карьерной лестнице и попасть сразу в высшее руководство.

В целом, Бэкмология является мощнейшим орудием в конкурентной борьбе. Она предоставляет обширную информацию по всем аспектам ведения конкурентоспособного бизнеса, а также по областям знаний, так или иначе связанных с бизнесом. Огромная база практических знаний поможет правильно сориентироваться в имеющихся проблемных ситуациях и предотвратить новые.

Бэкмология может оказать неоценимую помощь, как в становлении нового бизнеса, так и в реорганизации/реструктуризации уже существующего. В ней также имеется подробный обзор криминальных форм и методов ведения бизнеса, что позволит правильно сориентироваться в мире теневой экономики.

Для наемных работников, не знакомых с МВА, Бэкмология может стать незаменимым настольным руководством по многогранному миру бизнеса, которое поможет им научиться быть эффективными и незаменимыми, в карьерном росте, закулисной политике, разрешении конфликтов и т.д. К тому же бэкмология не ограничивается исключительно рамками бизнеса и менеджмента. Большое внимание в ней уделяется системному мышлению и анализу, философии, естествознанию. Все это предоставляет возможности расширения кругозора.

Студентам Бэкмология может быть полезна как при подготовке к экзаменам по различным общественным наукам, так и в плане формирования расширенного мировоззрения. Все предметы в бэкмологии представлены в максимально развернутом виде. Вообще, Бэкмологоия может быть очень полезна студентам абсолютно всех специальностей – она раскроет им глаза на объективную картину социального устройства, поможет правильно определиться на своем жизненном пути. Студенты, не теряйте свой шанс, пока еще есть свободное время – потом может быть уже поздно!

Начинающие политики найдут в Бэкмологии целый ряд углубленно рассматриваемых дисциплин – политологию, психологию, философию, экономику – без знания которых им в своей деятельности просто не обойтись. Хотя в Бэкмологии достаточно большое внимание уделяется различным вопросам политики, критика или поддержка того или иного режима в ней не присутствует.

Для государственного чиновника Бэкмология может стать неплохой опорой его карьерного роста. Во-первых, он научится смотреть на мир глазами предпринимателя, во-вторых, ему откроется во всем своем многообразии практическая психология, в-третьих, он научится системно анализировать различные социальные проблемы. Все это позволит ему стать незаменимым как для начальства, так и для народа, который он обслуживает.

Об аргументах в пользу Бэкмологии читаем далее.