Методика рациоконтроллинга

   Нет никакого сомнения, что каждый психически здоровый человек старается вести себя благоразумно, осмотрительно и расчетливо, в оценке ситуаций проявляет трезвость и рассудительность, а в выборе средств – разборчивость. Его действия эффективны в той мере, в которой он преследует цели, достигаемые в условиях данной ситуации и при помощи наиболее подходящих средств, которыми он располагает. Иными словами, поведение человека можно считать рациональным, если внешние воздействия особо не препятствуют этому.
   Рациональность складывается из проявления находчивости в отношении поиска и достижения желаемых состояний; свободы выбора среди ограниченных возможностей; прогнозирования относительно происходящих событий; оценки различных состояний действительности; стремления к достижению состояний, имеющих более высокую оценку по сравнению с теми, в которых человек находится; осмысления ситуаций на основе имеющегося знания и поиске нового знания в непредвиденных ситуациях.
   Почему люди ведут себя рационально? Ответ весьма простой. Это заложено в наших генах, и к тому же с раннего возраста каждого человека постоянно обучают, как вести себя в обществе, что необходимо знать и делать для собственного выживания. Обучением занимаются родители, школа, институт, прохожие на улице, библиотеки, кино и др. За такое обучение почти не приходится платить, при этом даются вполне качественные знания, пригодные для практического применения. Объем предоставляемых знаний столь велик, что многие люди даже считают ненужным усваивать все из них – берется только самое необходимое.
   Если человек ведет себя рационально, отчего же тогда он часто совершает ошибки? Большинство ошибок люди делают из-за окружающей их неопределенности. Действительно, в процессе принятия решения крайне сложно учесть все ключевые факторы влияния на создавшуюся ситуацию. В одних случаях необходимая информация тщательно скрывается врагами, в других – присутствует элемент случайности. Нередко для принятия взвешенного решения не хватает ни времени, ни ограниченных ресурсов. И в результате человеку приходится поступать, полагаясь не столько на разум, сколько на собственную интуицию. Такое поведение называют ограниченной рациональностью.
   Пытаются вести себя рационально все – объективно оценивают собственную рациональность лишь единицы. Почему? Для этого требуются специальные знания и навыки, которые не включаются в традиционные программы обучения, и люди даже не представляют себе, что они могут понадобиться.
   Большинство взрослых людей считает свое поведение достаточно осознанным, целесообразным, логически упорядоченным и эффективным. У них не возникает никакого желания заниматься оценкой собственной рациональности, подыскивать новые методы ее оптимизации. И мало кому приходит в голову, что основанной на рассудке рациональностью, как и любым другим умственным трудом, можно достаточно просто управлять, и такое управление нередко является весьма оправданным.

Описание методики рациоконтроллинга

рациоконтроллинг

Рациональность – это хорошо соответствующий реальному окружению образ действий и мыслей, ведущий к удовлетворению потребностей. Признаком рациональности поведения человека является осуществляемый им анализ соразмерности занимаемой позиции и реальной ситуации, в которой он находится.

Рациоконтроллинг – это методика управления рациональностью в любой индивидуальной или коллективной деятельности, включая проектную. Управление рациональностью состоит в выявлении факторов, оказывающих ключевое влияние на достижение рациональности, нахождении противовесов и выработке контрмер для всех обнаруженных угроз и слабых позиций. Содержанием исследуемой рациональности являются как материальные, так и нематериальные составляющие. Рациоконтроллинг относится к разделу Бэкмологии Критическое Мышление.

С обыденной точки зрения рациоконтроллинг отчасти представляет собой наблюдение за собственными мыслями и действиями с целью обнаружения в них несоответствий с текущей ситуацией и обозначенными ценностями (и целями, вытекающими из них). Мысли и действия могут казаться на первый взгляд рациональными, но при детальном рассмотрении обнаруживается их чрезмерная стереотипность, навязанность с чьей-либо стороны, недостаточная продуманность, направленность не на конструктивный результат, а на избегание возможной нежелательной ситуации. Нередко мы принимаем желаемое за действительность (т.е. чрезмерно уверены в себе, переоцениваем свои шансы), или наши притязания чересчур занижены или завышены. Также случается, что мы оцениваем ситуацию на основе в корне неверных представлений, для принятия решений используем недостоверную информацию. Короче, существует множество так называемых когнитивных искажений, или ловушек мышления, и если пытаться отслеживать каждое из них, на конструктивную деятельность у разума просто не останется времени. Рациоконтроллинг позволяет осуществить проверку за приемлемое время, что в конечном итоге позволяет выявить существенные ошибки и предпринять действия по их нейтрализации.

С научной точки зрения рациоконтроллинг базируется на последних достижениях когнитивной психологии, которые применяются для декомпозиции рациональности, анализа, контроля и корректировки полученной в результате декомпозиции структуры, а также выявления иррационального содержания, находящегося за пределами сферы рефлексии. Декомпозиция рациональности представляется логической структурой, каждый элемент которой имеет довольно четкие критерии оценки его свойств и качеств, переменные, параметры и показатели управления им. Эта структура оформлена рядом матриц определенного фреймворка. В матрицах отражены как результаты декомпозиции, так и критерии оценки полученных элементов. На практике управление рациональностью осуществляется с помощью этих матриц, качество заполнения ячеек которых свидетельствует об определенном потенциале рациональности, а значит, и эффективности дальнейших действий.

Важнейшая особенность рациоконтроллинга – рациональность всегда рассматривается на трех уровнях:

  1. уровне индивидуалистического конкурентного взаимодействия и докооперативного поведения
  2. уровне кооперативного взаимодействия
  3. уровне посткорперативного поведения, взаимодействие относительно автономных социальных субъектов.

На каждом уровне решаются свои задачи. Так, для первого уровня характерны задачи выживания и устойчивого существования, для второго – направленность на интеграцию в систему, увеличение актуальных связей с образующими среду взаимодействия другими системами, а для третьего – уникальные социальные практики, творчество и инновации. В каждом конкретном случае выявляется доминирующий тип рациональности, и дальнейший анализ ведется с учетом выявленного типа.

Практика рациоконтроллинга существенно отличается от практики управления проектами. Акцент делается не на решении вопросов что, где, когда, как и в какие сроки необходимо сделать, чтобы добиться поставленной цели, а в полной мере используются возможности критического мышления, при помощи которых подвергается трезвому анализу как весь разработанный план, так и отдельные его элементы и аспекты. Вопросы могут появиться в отношении самых разнообразных аспектов плана. Так, если запланировано использование определенных ресурсов, это еще не значит, что ресурсы будут в наличии и/или их качество полностью удовлетворит потребности проекта. Одна из техник – абстрагироваться от конкретных содержаний, избавиться от кем-то и когда-то расставленных артикулов и акцентов. В определенном смысле сложившаяся в проекте ситуация подвергается «кретинизации» – строятся максимально упрощенные модели, которые можно легко проверить на наличие ошибок и потенциальных проблем.

Основная задача практики – осознать, или отрефлексировать, что же на самом деле происходит с проектом. Это не означает, что все и вся в проекте подвергается сомнению. Напротив, преследуется цель достичь такого состояния в понимании дел, когда количество сомнительных моментов становится минимальным.

В частности, рациоконтроллинг проверяет:

  • наличие продуманной, взвешенной, не аффективно-эмоциональной реакции, связанной с осознанным выбором
  • соответствие универсальным законам, логическим и методологическим приемам и правилам достижения знания
  • целесообразность – логическое соотнесение цели, средств и последствий ее достижения
  • соответствие установленным нормам и стандартам
  • соответствие объективным законам
  • эффективность планируемых мероприятий
  • способность к целеполаганию – соразмерности занимаемой позиции сложившейся реальной ситуации
  • способность свободно и самостоятельно управлять своим поведением, действовать автономно.

Рациоконтроллинг применяется на всех этапах жизненного цикла проекта. Каждый этап имеет свои особенности, его результативность зависит от результатов предыдущих этапов, а также складывающейся обстановки. Рациоконтроллинг позволяет быстро отследить динамику развития событий, найти проблемные места и при необходимости скорректировать дальнейшие действия.

Социальное поведение, содержание социальных норм и культуры являются рационализированными. Рациональность структурирует общественное и индивидуальные сознания, служит фактором обеспечения реализации основных функций в социальной системе. Поэтому рациоконтроллинг применим к любым социальным системам – отдельным личностям, небольшим группам, коллективам организаций и большим сообществам.

Рациоконтроллинг особенно не акцентируется на аспектах эмоционально-волевой сферы, поэтому его целесообразно использовать совместно с психоконтроллингом. Обе методики – рациоконтроллинг и психоконтроллинг – разрабатывались как взаимодополняющие друг друга инструменты. Однако ничто не мешает применять их по отдельности.

Зачем управлять своей рациональностью? Ответ однозначный – чтобы сократить число совершаемых ошибок. В условиях, когда есть возможность детально оценить предстоящий проект с точки зрения его дальнейшей рациональности, работа по выявлению возможных ошибок никогда не помешает. Только ленивый или чрезмерно самоуверенный в себе не станет ее делать. Но поскольку таких людей большинство, в обществе всегда будет множество проявлений иррациональности.

В условиях, когда полноценной возможности оценить предстоящий проект нет, имеет смысл провести экспресс-оценку узких мест проекта. Даже если ошибка совершается из-за недостатка времени и ресурсов, управление рациональностью может оказать существенную помощь в прогнозировании мест возникновения возможных проблем. Зная узкие места, некоторых ошибок все же можно избежать, оперативно подстраивая тактику поведения под сложившиеся обстоятельства.

Для использования рациоконтроллинга требуется определенная теоретическая подготовка – инструмент не создан по принципу: «достал из коробки и сразу начал применять». Поэтому в методику входит подробное описание положенных в ее основу теоретических оснований.

Для тех, кто проявляет интерес к вопросам организации деятельности, управления проектами, различным разделам менеджмента и контроллинга и не против небольшой дополнительной нагрузки для своего мышления, рациоконтроллинг станет достойным пополнением в их «боевой амуниции». Благодаря этому инструменту эффективность реализуемых проектов существенно возрастет.

Практика со всей очевидностью показывает, что рациоконтроллинг никогда не будет использоваться массово. Поэтому каждый, кто возьмет на вооружение рациоконтроллинг, сможет существенно повысить свое конкурентное преимущество.

 

Состав методики

В методику включены теоретический и практический материалы. Объемный теоретический хорошо иллюстрированный материал включает такие главы как Психика и психические процессы, Мышление, Рефлексия, Восприятие, Моделирование интеллекта, Структура деятельности, Рациональность, Проблемы коммуникации. Этого материала вполне достаточно, чтобы понять, что лежит в основе критического мышления, что отличает критически мыслящего человека от настроенного некритически, на развитие каких навыков в аспекте рационального поведения следует обращать особое внимание. Одно только прочтение теоретического материала навсегда изменит представление человека о собственной психике и ее потенциальных возможностях.

Практический материал включает описание цикла управления любой деятельностью, методы развития критического мышления, рекомендации по совладанию с неопределенностью, способы эффективной коммуникации и другие темы, имеющие непосредственной отношение к практике организации деятельности. Материал четко ориентирован на развитие метакогнитивных способностей, овладение навыками критического мышления.

Критическое мышление. Начала

Критическое мышление. Смысловые уровни

Критическое мышление. Теоретический материал

Критическое мышление. Практический материал

Весь материал хорошо структурирован, его общий объем составляет более 1500 страниц.

 

Стоимость и условия распространения

Стоимость пособия указана в разделе «Цены».

Пособие включает набор интерактивных файлов в формате Adobe Acrobat, а также презентаций.

Необходимо больше информации?

Пожалуйста, свяжитесь с нами по электронной почте becmology@gmail.com. Мы обсудим ваши проблемы без навязывания сделать покупку Бэкмологии и каких-либо обязательств для вас.